СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
К материалам и полуфабрикатам, применяемым в монтажных цехах и в цехе окончательной сборки, относятся:
1. Детали, узлы и агрегаты, получаемые от цехов-поставщиков данного завода или же от кооперированных заводов: фюзеляжи, крылья, оперение, моторы, шасси, колеса, винты, приборы, аккумуляторы и т. п.
2. Нормали: болты, гайки, шайбы, шплинты, шурупы, арматура, заклепки и т. п.
3. Провода, трубы разные, киперная лента, полотно, москательные материалы, проволока, кембриковые трубки и пр.
При. монтажных и сборочных работах применяют инструмент рабочий (нормальный и специальный) и контрольно-измерительный.
Приводим краткое описание некоторых специальных инструментов.
Вариофлекс — электромотор мощностью 0,3—1 кет с гибким валом длиной в 1—2 м. На конце этого вала закреплена зажимная втулка, в которой можно закреплять различные инструменты. Электромотор можно помещать на специальной подставке, верстаке, тележке, .монорельсе или же подвешивать неподвижно.
При пользовании вариофлексом можно применять различный инструмент: фрезу, абразивные, резиновые и войлочные круги, отвертки, сверла, развертки, щетки стальные, гайковерты.
У нас по типу вариофлекса изготовляется опиловочно-зачистной станок ОЗС (фиг. 308), снабженный мотором мощностью 0,52 кет с восемью ступенями скорости вращения — от 761 до 13 950 об/мин.
При применении специального редуктора с передаточным числом і = 2,25 можно получить еще 8 ступеней скорости до 31 387 об/мин. ОЗС снабжается семью типами инструментодержателей. Наиболее применим инструментодержатель 4С (фиг. 309) и угловая державка, служащие для развертывания, полирования, зачистки и шлифования в местах с затрудненным подходом.
Нивелиры бывают в основном трех типов:
1. Нивелиры глухие, у которых зрительная труба и уровень наглухо соединены с вертикальной осью.
2. Нивелиры с перекладной трубой, связанной с уровнем.
3. Нивелиры с перекладной трубой и перекладным уровнем.
Для нивелировки самолетов более удобны глухие нивелиры; хотя они дают менее точные результаты, чем нивелиры других типов, но зато установка их и проверка проще, и так как нивелировку самолетов производят на близких расстояниях, точность их показаний достаточна.
Тензиометры — приборы для определения натяжения лент — расчалок и тросов.
В основном пользуются тензиометрами двух типов: типа Гюйон и рычажным. Более удобен рычажный тензиометр ТР, изготовляемый Государственным заводом измерительных инструментов.
Корпус 7 рычажного тензиометра (фиг. 310) состоит из коробки, на нижней стороне которой укреплены винтами крючкообразные зажимы 2 и 3 для расчалок.
Со стороны зажима 2 в корпусе помещается ролик, являющийся опорой свободного конца пластинчатой пружины. На противоположной стороне корпуса находится опорная ось, на которой вращается рычаг 5. В скошенную часть рычага 5 вставлен другой конец пружины. Сбоку скошенной части рычага укреплен винтами зубчатый сектор, сцепляющийся с шестеренкой, соединенной в свою очередь со стрелкой 4, движущейся по шкале, разделенной на 100 делений. Помимо стрелки 4, имеется еще контрольная стрелка, показывающая предельное отклонение стрелки 4.
Для определения натяжения ленты ее вводят в зажимы 2 и 3, причем корпус прибора придерживают левой рукой. Затем плавным движением правой руки рычаг 5 доводят до ленты-расчалки так, чтобы указатель 6 дошел до риски, находящейся посредине прорези, и производят отсчет по шкале. Перемещая тензиометр на 50—100 мм, делают таким же образом еще два отсчета и окончательно принимают среднее из трех отсчетов, а по тарировочному паспорту, приложенному к каждому прибору, определяют натяжение ленты — расчалки. Замеры рекомендуется делать ближе к середине ленты — расчалки.
П роизводство самолетов—175—28
Оборудование, применяемое при сборке самолетов, состоит станков, подъемно-транспортных устройств, приспособлений и о рудования рабочих мест.
Станки, применяемые в сборочных цехах при мелко — и среднесер ном характере производства, имеют только подсобное значени В основном это обыкновенные одношпиндельные сверлильные настол ные станки, допускающие сверление отверстий диаметром 0,5—Юл и станки на колонках для сверления отверстий диаметром 3—10 мм Кроме того, пользуются также точильными станками (наждачный точилами) для затачивания инструмента, удаления излишков матеч риала и т. п. В крупносерийном производстве станичное оборудование сборочных цехов дополняется [агрегатными станками спец ального назначения.
Подъемно — т ранспортное оборудование сборочных цехов (при мелкосерийном производстве) имеет важное значение при сборке очень крупных самолетов, когда вес отдельных агрегатов (фюзеляж, крылья или их отъемные части) велик (500—2000 кг). При сборке малых самолетов в мелкосерийном производстве (за исключением монтажа мотора) подъемно-транспортное оборудование имеет меньшее значение.
В мелкосерийном производстве применяют главным образом различные тележки, портальные и консольные краны, а в крупносерийном, помимо перечисленного, употребляют конвейеры, монорельсы с тельферами, кошками, тягачи и электрокары.
На фиг. 311 представлена тележка для транспортирования частей фюзеляжа четырехмоторного дуралюминового самолета большого тоннажа — Она снабжена подъемным устройством, при помощи которого поднимают стыкуемый агрегат. Иногда производственные площади и выездные ворота не дают возможности выводить самолеты с навешенными крыльями или фюзеляжи, установленные на их шасси. Тогда применяют специальные тележки, позволяющие двигать самолет или агрегат в боковом направлении; эти тележки обычно подводят под ось шасси или колеса самолета. Тележки снабжены колесами
Фиг. 312. Самолет на тележке. |
Фиг. 313. Подкостыльная тележка. |
на роликовых или шариковых подшипниках и могут поворачивать в любом направлении (фиг — 312).
Под костыльные тележки (фиг- 313) применяют njj передвижении самолетов, так как тележка, поставленная под кость позволяет разворачивать самолет на его колесах. Устройство телея несложно; делают их обычно на двух колесах.
Фиг. 314. Передвижной портальный кран. Фиг. 315. Консольный кран
(журавль).
Помимо этого, употребляют разнообразные тележки для перевозки баков, колес, деталей, агрегатов и т. п., передвигая их с помощью автокар или электрокар.
Из грузоподъемных механизмов в самолетостроении применяют передвижные портальные краны (фиг. 314) с подъемной силой 5—20 т и консольные краны (фиг. 315), поднимающие 1,5—2 т, портальные и монорельсовые подвесные подъемники (тали, кошки, тельферы), выдерживающие нагрузку 0,5—2 т. 1 s
При поточном и конвейерном методах сборки большое значение приобретают тележки, на которых собирают самолет ы. Помимо выполнения чисто транспортных функций они служат также приспособлениями для отдельных производственных операций. Поэтому их можно относить как к подъемно-транспортному оборудованию, так и к приспособлениям.
На фиг. 316 изображена тележка для конвейерной сборки с ложементами в передней части для нервюр центроплана собираемой машины
и с опорой в задней части для одного из шпангоутов фюзеляжа. Чтобы можно было устанавливать собираемый самолет в рабочем положении, например в линию полета, ложементы снабжены подъемниками.
Тележка для центроплана тяжелого самолета (фиг. 317) состоит из рамы, расположенной на четырех обоймах с колесами и фиксаторами,
закрепляющими колеса в определенном положении. На раме укреплены колонки с обоймами для нижних стыковых стаканов центроплана, снабженные подъемными механизмами, позволяющими устанавливать Центроплан в рабочем положении. Центроплан устанавливают на двух таких тележках, которые перемещают от стенда к стенду при помощи конвейера или иным способом.
Конвейерная тележка для хвостовой части фюзеляжа (фиг. 318) представляет пирамиду, сваренную из труб, к которой приварена
гильза подъемного винта. На винте укреплен ложемент для хвост части фюзеляжа, снабженный фиксаторами, предохраняющими зеляж от перемещения вверх. Тележка перемещается на четырех лесах и снабжена специальным захватом для сцепления с конвейе;
На фиг. 319 изображена средняя часть двухцепного конвейера с тед( ками. На первой цепи расположены тележки для головной части зеляжа, а на второй — тележки для хвостовой части.
Тележка для транспортировки и навешивания полукор крыльев одностоечного биплана (фиг. 320) состоит из четырехугол рамы, составленной из швеллеров, опирающейся на четыре обо с колесами. Верхнее и нижнее полукрылья укладывают на теле — в разных плоскостях на небольшом расстоянии. Опоры для нижн и верхнего крыльев соединены между собою четырехзвенным меха — мом, при помощи которого после подведения полукоробки к самол для стыковки верхнее крыло поднимают так, что полукоробка ока вается в стыковом положении. Передвигая тележку, добива совпадения отверстий и производят стыковку.
Приспособления. При монтажных и сборочных работ — имеют большое значение приспособления, особенно в крупносерийн производстве.
Приспособления, применяемые при монтажных работах и окон тельной сборке, можно разбить на следующие группы:
1. Монтажные установочные шаблоны и кондукторы.
2. Монтажные сборочные шаблоны и кондукторы.
3. Стыковочные шаблоны и кондукторы.
4. Шаблоны для установки агрегатов.
5. Приспособления для развертывания стыковых отверстий.
6. Различные вспомогательные приспособления, например наматывания амортизационного шнура, испытания арматуры, приб ров ит. п.
7. Регулировочные приспособления: шаблоны, стойки, указать и т. п.
Оборудование рабочего места при поточном методе производства на каждом стенде различное.
В цехе окончательной сборки наиболее сложно оборудование стендов: стыковки, навески моторов и установки шасси.
Рабочее место стыковки фюзеляжа и центроплана (фиг. 321) бывает оборудовано регулируемым стапелем для установки центроплана, регулируемым стапелем для фюзеляжа, монорельсом с электроконлрй для транспортировки стыкуемых агрегатов, различными лестнищши стремянками, табуретами, шкафами для инструмента, верстаком, колонкой сжатого воздуха и электрическим щитком.
На фиг. 322 показан общий вид сборочного цеха одного из американских заводов, применяющего поточный метод сборки. На переднем плане видно оборудование рабочего места стенда стыковки отъемных частей крыла, а также специальные тележки для крыльев, стеллажи для деталей и т. д.
В мелкосерийном производстве оборудование стендов дл» >.—,____
крыльев (составных), фюзеляжей, а также и всего самолета приобретает особенно важное значение при сборке тяжелых самолетов. Это обусловлено тем, что самолет после постановки его на шасси имеет большую высоту, тогда как стыковочные работы и монтаж удобнее вести, когда агрегаты расположены не выше 1 м над уровнем пола.
Фиг. 322. Сборочный цех американского самолетостроительного завода. |
Стенды снабжают различными лестницами-стремянками (простыми и с площадками, деревянными и металлическими), козлами деревянными и металлическими постоянной высоты и подъемными.
Верстаки оборудованы несколько иначе, чем в слесарных цехах. Так, при индивидуальном производстве очень удобны парные верстаки облегченной конструкции, которые слесари-сборщики могут передвигать к месту своей работы.
При обслуживании конвейерной линии парные и одиночные верстаки располагают вдоль линии поточной сборки, так как многоместные верстаки занимают много места.