СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

К материалам и полуфабрикатам, применяемым в монтажных цехах и в цехе окончательной сборки, относятся:

1. Детали, узлы и агрегаты, получаемые от цехов-поставщиков данного завода или же от кооперированных заводов: фюзеляжи, крылья, оперение, моторы, шасси, колеса, винты, приборы, аккуму­ляторы и т. п.

2. Нормали: болты, гайки, шайбы, шплинты, шурупы, арматура, заклепки и т. п.

3. Провода, трубы разные, киперная лента, полотно, москательные материалы, проволока, кембриковые трубки и пр.

При. монтажных и сборочных работах применяют инструмент рабочий (нормальный и специальный) и контрольно-измерительный.

Приводим краткое описание некоторых специальных инструментов.

Вариофлекс — электромотор мощностью 0,3—1 кет с гиб­ким валом длиной в 1—2 м. На конце этого вала закреплена зажим­ная втулка, в которой можно закреплять различные инструменты. Электромотор можно помещать на специальной подставке, вер­стаке, тележке, .монорельсе или же подвешивать неподвижно.

При пользовании вариофлексом можно применять различный ин­струмент: фрезу, абразивные, резиновые и войлочные круги, отвертки, сверла, развертки, щетки стальные, гайковерты.

У нас по типу вариофлекса изготовляется опиловочно-зачистной станок ОЗС (фиг. 308), снабженный мотором мощностью 0,52 кет с во­семью ступенями скорости вращения — от 761 до 13 950 об/мин.

При применении специального редуктора с передаточным числом і = 2,25 можно получить еще 8 ступеней скорости до 31 387 об/мин. ОЗС снабжается семью типами инструментодержателей. Наиболее применим инструментодержатель 4С (фиг. 309) и угловая державка, служащие для развертывания, полирования, зачистки и шлифования в местах с затрудненным подходом.

Нивелиры бывают в основном трех типов:

1. Нивелиры глухие, у которых зрительная труба и уровень на­глухо соединены с вертикальной осью.

2. Нивелиры с перекладной трубой, связанной с уровнем.

3. Нивелиры с перекладной трубой и перекладным уровнем.

Для нивелировки самолетов более удобны глухие нивелиры; хотя они дают менее точные результаты, чем нивелиры других типов, но зато установка их и проверка проще, и так как нивелировку само­летов производят на близких расстояниях, точность их показаний достаточна.

Тензиометры — приборы для определения натяжения лент — расчалок и тросов.

В основном пользуются тензиометрами двух типов: типа Гюйон и рычажным. Более удобен рычажный тензиометр ТР, изготовляемый Государственным заводом измерительных инструментов.

Корпус 7 рычажного тензиометра (фиг. 310) состоит из коробки, на нижней стороне которой укреплены винтами крючкообразные зажимы 2 и 3 для расчалок.

Со стороны зажима 2 в корпусе помещается ролик, являющийся опорой свободного конца пластинчатой пружины. На противополож­ной стороне корпуса находится опорная ось, на которой вращается рычаг 5. В скошенную часть рычага 5 вставлен другой конец пружины. Сбоку скошенной части рычага укреплен винтами зубчатый сектор, сцепляющийся с шестеренкой, соединенной в свою очередь со стрел­кой 4, движущейся по шкале, разделенной на 100 делений. Помимо стрелки 4, имеется еще контрольная стрелка, показывающая предель­ное отклонение стрелки 4.

Для определения натяжения ленты ее вводят в зажимы 2 и 3, причем корпус прибора придерживают левой рукой. Затем плавным движением правой руки рычаг 5 доводят до ленты-расчалки так, чтобы указатель 6 дошел до риски, находящейся посредине прорези, и производят отсчет по шкале. Перемещая тензиометр на 50—100 мм, делают таким же образом еще два отсчета и окончательно прини­мают среднее из трех отсчетов, а по тарировочному паспорту, приложенному к каждому прибору, определяют натяжение ленты — расчалки. Замеры рекомендуется делать ближе к середине ленты — расчалки.

П роизводство самолетов—175—28

Оборудование, применяемое при сборке самолетов, состоит станков, подъемно-транспортных устройств, приспособлений и о рудования рабочих мест.

Станки, применяемые в сборочных цехах при мелко — и среднесер ном характере производства, имеют только подсобное значени В основном это обыкновенные одношпиндельные сверлильные настол ные станки, допускающие сверление отверстий диаметром 0,5—Юл и станки на колонках для сверления отверстий диаметром 3—10 мм Кроме того, пользуются также точильными станками (наждачный точилами) для затачивания инструмента, удаления излишков матеч риала и т. п. В крупносерийном производстве станичное оборудо­вание сборочных цехов дополняется [агрегатными станками спец ального назначения.

Подъемно — т ранспортное оборудование сбо­рочных цехов (при мелкосерийном производстве) имеет важное зна­чение при сборке очень крупных самолетов, когда вес отдельных агре­гатов (фюзеляж, крылья или их отъемные части) велик (500—2000 кг). При сборке малых самолетов в мелкосерийном производстве (за исклю­чением монтажа мотора) подъемно-транспортное оборудование имеет меньшее значение.

В мелкосерийном производстве применяют главным образом раз­личные тележки, портальные и консольные краны, а в крупносерийном, помимо перечисленного, употребляют конвейеры, монорельсы с тель­ферами, кошками, тягачи и электрокары.

На фиг. 311 представлена тележка для транспортирования частей фюзеляжа четырехмоторного дуралюминового самолета большого тон­нажа — Она снабжена подъемным устройством, при помощи которого поднимают стыкуемый агрегат. Иногда производственные площади и выездные ворота не дают возможности выводить самолеты с наве­шенными крыльями или фюзеляжи, установленные на их шасси. Тогда применяют специальные тележки, позволяющие двигать са­молет или агрегат в боковом направлении; эти тележки обычно подво­дят под ось шасси или колеса самолета. Тележки снабжены колесами

Фиг. 312. Самолет на тележке.

Фиг. 313. Подкостыльная тележка.

на роликовых или шариковых подшипниках и могут поворачивать в любом направлении (фиг — 312).

Под костыльные тележки (фиг- 313) применяют njj передвижении самолетов, так как тележка, поставленная под кость позволяет разворачивать самолет на его колесах. Устройство телея несложно; делают их обычно на двух колесах.

Фиг. 314. Передвижной портальный кран. Фиг. 315. Консольный кран

(журавль).

Помимо этого, употребляют разнообразные тележки для перевозки баков, колес, деталей, агрегатов и т. п., передвигая их с помощью автокар или электрокар.

Из грузоподъемных механизмов в самолетостроении применяют передвижные портальные краны (фиг. 314) с подъемной силой 5—20 т и консольные краны (фиг. 315), поднимающие 1,5—2 т, портальные и монорельсовые подвесные подъемники (тали, кошки, тельферы), выдерживающие нагрузку 0,5—2 т. 1 s

При поточном и конвейерном методах сборки большое значение приобретают тележки, на которых собирают само­лет ы. Помимо выполнения чисто транспортных функций они служат также приспособлениями для отдельных производственных операций. Поэтому их можно относить как к подъемно-транспортному оборудо­ванию, так и к приспособлениям.

На фиг. 316 изображена тележка для конвейерной сборки с ложе­ментами в передней части для нервюр центроплана собираемой машины

и с опорой в задней части для одного из шпангоутов фюзеляжа. Чтобы можно было устанавливать собираемый самолет в рабочем положе­нии, например в линию полета, ложементы снабжены подъемниками.

Тележка для центроплана тяжелого самолета (фиг. 317) состоит из рамы, расположенной на четырех обоймах с колесами и фиксаторами,

закрепляющими колеса в определенном положении. На раме укреп­лены колонки с обоймами для нижних стыковых стаканов центроплана, снабженные подъемными механизмами, позволяющими устанавливать Центроплан в рабочем положении. Центроплан устанавливают на двух таких тележках, которые перемещают от стенда к стенду при помощи конвейера или иным способом.

Конвейерная тележка для хвостовой части фюзеляжа (фиг. 318) представляет пирамиду, сваренную из труб, к которой приварена

гильза подъемного винта. На винте укреплен ложемент для хвост части фюзеляжа, снабженный фиксаторами, предохраняющими зеляж от перемещения вверх. Тележка перемещается на четырех лесах и снабжена специальным захватом для сцепления с конвейе;

На фиг. 319 изображена средняя часть двухцепного конвейера с тед( ками. На первой цепи расположены тележки для головной части зеляжа, а на второй — тележки для хвостовой части.

Тележка для транспортировки и навешивания полукор крыльев одностоечного биплана (фиг. 320) состоит из четырехугол рамы, составленной из швеллеров, опирающейся на четыре обо с колесами. Верхнее и нижнее полукрылья укладывают на теле — в разных плоскостях на небольшом расстоянии. Опоры для нижн и верхнего крыльев соединены между собою четырехзвенным меха — мом, при помощи которого после подведения полукоробки к самол для стыковки верхнее крыло поднимают так, что полукоробка ока вается в стыковом положении. Передвигая тележку, добива совпадения отверстий и производят стыковку.

Приспособления. При монтажных и сборочных работ — имеют большое значение приспособления, особенно в крупносерийн производстве.

Приспособления, применяемые при монтажных работах и окон тельной сборке, можно разбить на следующие группы:

1. Монтажные установочные шаблоны и кондукторы.

2. Монтажные сборочные шаблоны и кондукторы.

3. Стыковочные шаблоны и кондукторы.

4. Шаблоны для установки агрегатов.

5. Приспособления для развертывания стыковых отверстий.

6. Различные вспомогательные приспособления, например наматывания амортизационного шнура, испытания арматуры, приб ров ит. п.

7. Регулировочные приспособления: шаблоны, стойки, указать и т. п.

Оборудование рабочего места при поточном методе производства на каждом стенде различное.

В цехе окончательной сборки наиболее сложно оборудование стен­дов: стыковки, навески моторов и установки шасси.

Рабочее место стыковки фюзеляжа и центроплана (фиг. 321) бы­вает оборудовано регулируемым стапелем для установки центроплана, регулируемым стапелем для фюзеляжа, монорельсом с электроконлрй для транспортировки стыкуемых агрегатов, различными лестнищши стремянками, табуретами, шкафами для инструмента, верстаком, колонкой сжатого воздуха и электрическим щитком.

На фиг. 322 показан общий вид сборочного цеха одного из амери­канских заводов, применяющего поточный метод сборки. На переднем плане видно оборудование рабочего места стенда стыковки отъемных частей крыла, а также специальные тележки для крыльев, стеллажи для деталей и т. д.

В мелкосерийном производстве оборудование стендов дл» >.—,____

крыльев (составных), фюзеляжей, а также и всего самолета приобре­тает особенно важное значение при сборке тяжелых самолетов. Это обусловлено тем, что самолет после постановки его на шасси имеет большую высоту, тогда как стыковочные работы и монтаж удобнее вести, когда агрегаты расположены не выше 1 м над уровнем пола.

Фиг. 322. Сборочный цех американского самолетостроительного завода.

Стенды снабжают различными лестницами-стремянками (простыми и с площадками, деревянными и металлическими), козлами деревян­ными и металлическими постоянной высоты и подъемными.

Верстаки оборудованы несколько иначе, чем в слесарных цехах. Так, при индивидуальном производстве очень удобны парные верстаки облегченной конструкции, которые слесари-сборщики могут передви­гать к месту своей работы.

При обслуживании конвейерной линии парные и одиночные вер­стаки располагают вдоль линии поточной сборки, так как многоместные верстаки занимают много места.